Как сохранять спокойствие в неспокойном мире?

Как сохранять спокойствие в неспокойном мире?

Читая новости, называть утро добрым не всегда непросто. Ещё сложнее сохранять спокойствие и не пугаться, когда слышишь о многочисленных конфликтах и катастрофах.

Богослов Фёдор Райчинец утверждает, что душевное спокойствие тесно связано с миротворчеством. И он дает несколько советов, как сохранить душевный мир в мире, полном нестабильности и горя.  

«Как реагировать на устрашающие новости?» этот вопрос задали киевлянам журналисты «Клуба LIFE». И вот, что они услышали в ответ:

 «Просто об этом не думаем. Страха нет, потому что нет смысла тратить на это свою энергию. Если мы будем довольны и радостны, мы сможем больше поддержать людей, которые в этом нуждаются».

«Я вернулся с войны, меня уже ничего не страшит. Тому, кто был под бомбёжкой, уже ничего не страшно».

«А о какой уверенности вы говорите? Человек живёт сегодняшним днём!».

«Жить, и жить хорошо. Каждый день как последний надо радоваться».

«Катастрофы были, есть и будут. Любого масштаба, хоть природные, хоть человеческие. Конечно, мы все по очереди придём к понимаю, что такое для каждого Бог, что такое для каждого вера. Кто-то уже пришёл, а я иду».

Фёдор, можете ли прокомментировать?

Я задумался над сказанным. Но если у людей такие ответы, то будущее у нашей страны есть.

В ответах повторялись три важных момента. Первый: «Жизнь — это мгновение здесь и сейчас». Второе: «Нести какую-то надежду в мире, где нет спокойствия», и третье, как сказал последний человек: «Идти по этому пути и к Богу». Вот это даёт какую-то надежду.

В Нагорной проповеди есть выражение: «Блаженны миротворцы». Кто эти люди, и почему они блаженны?

Само обращение Иисуса «блаженны миротворцы» говорит о том, что мы будем жить в мире войн, катастроф, катаклизмов, человеческих и природных потрясений, и в миротворцах будет острая необходимость.

Блаженные — это вообще странные, чуть сумасшедшие люди. Они, сохраняя внутреннее спокойствие, выливают мир наружу. Но для миротворца мир начинается не тогда, когда заканчивается война, а когда воцаряется социальная справедливость. Когда суды — справедливые, когда лидеры понимают свою позицию как служение людям, когда в обществе проявляется забота о самых уязвимых.

Мы думаем, что миротворец — это человек, который упрашивает воюющие стороны прекратить войну. Но миротворец — это тот, которые предпринимает шаги к предотвращению конфликта. С этой миссией нелегко справиться, и вообще невозможно, если ты не понимаешь, в чём роль миротворца. Поэтому, здесь стоит спросить, есть ли у нас те, кто сегодня именуются миротворцами, и как они понимают свою миротворческую роль.

Для миротворца мир начинается не тогда, когда заканчивается война, а когда воцаряется социальная справедливость.

Чьи  имена вы можете назвать в качестве хорошего примера миротворца?

Например, целостно мир понимала Мать Тереза (католическая монахиня, основательница женской монашеской конгрегации «Сёстры миссионерки любви», занимающейся служением бедным и больным. Лауреат Нобелевской премии мира, — ред.)

Большим миротворцем был Махатма Ганди (индийский политический и общественный деятель, один из руководителей и идеологов движения за независимость Индии, — ред.) Ему как-то журналисты «The New York Times» задали вопрос: «В чём ваше послание?» На что он ответил: «Моя жизнь и есть моё послание». То есть, человек понимал, что нужно не просто говорить о чём-то, а делать то, о чём говоришь.

Также можно говорить о Мартине Лютере Кинге (афроамериканский баптистский проповедник, лидер Движения за гражданские права чернокожих в США, — ред.) как о миротворце.

Андрей Дмитриевич Сахаров (общественный деятель, правозащитник, лауреат Нобелевской премии мира за 1975 год, — ред.) был из тех людей, кто не боялся думать по-другому.

Это тоже миротворцы. Это люди, которые пытаются в мире тотального контроля над умами оставаться свободными от него и нести альтернативу этому общественному устрою.

Расскажите о миротворческой миссии в конце 90-х во время войны на Балканах, в которой вы принимали участие. Что там происходило?

Наша миротворческая роль сводилась к очень простому, но одновременно очень сложному заданию — разрешению ситуации, которая ожидается и в нашей стране.

Оказывается, самое сложное начинается не тогда, когда идут бои, а когда война заканчивается. Потому что ещё вчера люди понимали, где враг, где друг, а когда прекращается стрельба, начинаются страшные вещи — предстоит как-то сосуществовать с теми, кого конфликт развёл по разные стороны. Нужно детей отправлять в одни и те же детские сады, смотреть соседу в глаза, в которые вы ещё вчера смотрели через прицел автомата.

И нас пригласили помочь этим людям построить мирное сосуществование. И, как ни странно, мы помогали военным ветеранам. Потому что они герои во времена войны, а после начинают понимать, что на самом деле война – это страшное насилие. Эти убийства, потери детей, родителей, родственников просто бессмысленны. И общество, как вот мы сегодня, пытается найти кого-то виноватого и начинает винить этих воинов-героев.

Самое страшное начинается не тогда, когда идут бои, а когда война заканчивается.

И началось страшное — суициды среди воинов. Мы поняли, что не можем от этих людей отвернуться после звонка из общества ветеранов. Мне рассказали, что они пытались найти помощь, обращались куда могли, но безуспешно. И кто-то им сказал, что церковь — это последняя инстанция, где они могут найти эту помощь. И мы пытались вернуть мир и спокойствие в умы людей, которые этот мир потеряли — это была наша маленькая, очень скромная функция миротворцев.

Нужно понимать, что ни у кого нет волшебной палочки, взмахнув которой, люди начнут любить и понимать друг друга. Это длинный и мучительный ежедневный труд, который даёт результаты не всегда пропорциональные затраченным усилиям. Но они есть.

Какое оружие в распоряжении у миротворца?

Это идея, и особенно эффективно она начинает действовать, когда за неё кто-то положил жизнь.

Второе — это воля к тому, чтобы творить добро, а не страх сделать зло.

И третье — вера, понимание, что миротворчество требует больше усилий, нежели оно производит результат. Но тот скромный результат, который вы получите, будет очень ценным.

Ни у кого нет волшебной палочки, взмахнув которой, люди начнут любить и понимать друг друга. Это длинный и мучительный ежедневный труд, который даёт результаты не всегда пропорциональные затраченным усилиям.

Если очень кратко: как сохранить покой в сердце в неспокойном и нестабильном мире?

Почаще выключайте телевизор, не становитесь заложниками информационной бомбёжки. Находите мир не во внешних факторах, а внутри самого себя.

И ещё, я бы подвёл итог опросов киевлян — он мне очень понравился. Я всё-таки не ожидал, что большинство людей будут думать, что всё, что нам подарено Богом — это момент здесь и сейчас, что это то единственное, чем я обладаю. Ведь вчера уже нету, а завтра пока нет, и только в том мгновении, в котором я живу, я и могу что-то сделать.

Если я живу с осознанием, что этот момент — всё, что у меня есть, то как я буду общаться, как я буду давать, дарить, брать, прощать, любить?..

Поэтому, вот такие простые вещи я бы посоветовал всем нам и себе, в первую очередь.

Related posts

Главный секрет, который открывает Пасха

Главный секрет, который открывает Пасха

«Христианская Пасха — это когда есть твёрдое божественное «Да!» той жизни, которую прожил перед нами Иисус Христос» (Фёдор Райчинец, богослов)

Как вернуть право на счастье детям группы риска

Как вернуть право на счастье детям группы риска

«Самая большая ценность, когда дети, выросшие в неблагополучных условиях, находят взрослых, которым они небезразличны» (Марек Внук — президент социально-реабилитационного центра «Солнечный свет»)

Что ты знаешь о своей уникальности?

Что ты знаешь о своей уникальности?

«Когда я понял, что моя жизнь для чего-то создана Богом, то я поверил и в то, что моя жизнь уникальна, неповторима и имеет своё предназначение» (Игорь Галенко — режиссёр, продюсер, художественный руководитель Дворца студентов (г.Харьков)